Тибетские поющие чаши

18 июля 2019

Еще древние люди обратили внимание на то, что все окружающие предметы, в том числе деревья, камни, издают самые разные звуки, которые воздействуют не только на эмоции человека, но и на его здоровье. На Руси музыкальным инструментом, способным оказывать влияние на человека, пространство с давних пор использовались колокола, а в странах Востока – поющие чаши. В буддизме они применяются при проведении различных ритуалов, медитаций, релаксаций.

Что такое – поющие чаши?

Что такое – поющие чаши?

В отличие от обычной посуды, звуковые (музыкальные, поющие) чаши, посредством вибрации, создают вокруг себя энергетическое поле, оказывающее на все находящиеся в нем предметы положительное воздействие, включая и человека. Первоначально они использовались в качестве ритуальных предметов. Для того чтобы изделие обладало максимальной силой, магическими и оздоровительными возможностями каждый шаман изготавливал их собственноручно.

Считается, что появились поющие чаши в Индии, откуда они и распространились по всем странам Востока, но наиболее востребованы они были тибетскими монахами. Именно с Гималаев китайцы во второй половине прошлого века завезли их в страны Европы. Большой энергетический потенциал, целительные свойства чаш обеспечили им широкую популярность среди европейцев, интересующихся буддизмом.

Легенды о происхождении чаш

Несмотря на утверждение, что на Тибет поющие чаши попали из Индии, говорить об этом с абсолютной точностью историки, религиоведы не решаются. В то же время, существует несколько легенд, в которых описывается история появления этих удивительных музыкальных инструментов, ритуальных предметов.

  1. В давние времена Пятый Далай Лама, верховный правитель Тибета построил в Дрепунге дворец Кунгар Ава в котором он восседал на троне, имеющем вид поющей чаши. Многие верующие и сегодня совершают паломничество в монастырь в надежде поклониться священному трону, услышать его пение, ведь согласно поверью, всякий, кто хотя бы однажды услышит его звучание, не попадет после смерти в ад.
  2. Согласно другой версии первыми владельцами поющих чаш были странствующие тибетские монахи. Во время своих странствий они несли в руках чаши, куда добрые люди опускали для них монеты, еду. С благодарностью принимая всевозможные, даже очень скудные подношения, монахи достигали духовного просветления, познавали единство с окружающим миром, проникались любовью ко всему живому. Они делились полученными верованиями с остальными людьми, передавали им свою любовь.
  3. Самая древняя история восходит к тем стародавним временам, когда на Тибете еще процветал шаманизм, а верховные правители, ламы, напрямую общались с Высшими Духами, получая от них не только верования, но и знания. Однажды Духи поведали, что общаться с ними может любой человек, но для этого у него должен быть особый предмет – поющая чаша. После многочисленных ритуальных обрядов, в ходе медитаций, многократно впадая в состояние транса, тибетские жрецы узнали тайну изготовления этих предметов. Для их получения необходимо было использовать сплав, получаемый из 8 металлов. Однако жрецам не удалось полностью разгадать секрет, им стали доступны только 7 ингредиентов: золото, серебро, медь, свинец, цинк, железо, олово.

После многократных безуспешных попыток узнать восьмой элемент, они решились на эксперимент и изготовили чаши из 7 металлов. Но эти предметы не обладали требующейся силой и не могли обеспечить жрецам связь с Космосом. Тогда они совершили особый обряд (ритуал), и опять обратились к Духам с просьбой дать им просветление, одарить восьмым элементом, который поможет изготовить настоящие поющие чаши.

Спустя некоторое время в горах Тибета (у горы Кайлас) прошел обильный метеоритный дождь. Собрав упавшие метеориты, монахи добавили их в сплав, и изготовили из него чаши, которые обладали особой силой, позволяли получать невероятную по силе вибрацию, способную очищать пространство, наполнять его живой энергией.

Особую силу эти музыкальные чаши получают именно благодаря тому, что падающие в Гималаях метеориты проникают сквозь более тонкий слой атмосферы, чем в других местах земного шара. Извлекаемый из них элемент обладает особым свойством, которое и передается тибетским чашам.

Современные поющие чаши

Сегодня производством поющих чаш занимаются в основном в Тибете. Для них характерно особенно чистое звучание. Но в продаже можно встретить и китайские, непальские, японские, тайские, бутанские чаши. Все они имеют округлую форму, но отличаются по составу сплава, толщине стенок. По способу изготовления выделяют несколько видов чаш.

  • Самые мощные, динамичные, обладающие наибольшей энергией – кованые чаши. Их не расписывают, не украшают, кроме того, они имеют несколько «помятый» внешний вид, так как подвергаются ковке, но они самые дорогие. Встречаются такие чаши достаточно редко, но очень ценятся.
  • Самый высокий, наиболее чистый звук позволяют получить точеные чаши. Они вытачиваются из цельного куска металла (сплава) и имеют очень тонкие стенки, чем и объясняется особенность их звучания.
  • Самые распространенные чаши изготовлены методом литья. Обычно они украшены разноцветным замысловатым орнаментом с использованием обладающих особенной силой иероглифов, мантр, рисунков, графических знаков.
Современные поющие чаши

Сегодня в сплавы не добавляют дорогостоящие металлы. Большинство изготовителей используют при их производстве бронзу и медь, что снижает качество и чистоту звучания, энергетику. Более дорогие чаши производят с добавлением железа, никеля, олова. В некоторых случаях в состав включают серебро и золото.

Своеобразный звук издают изготавливаемые в США кварцевые, кристаллические музыкальные чаши. В отличие от остальных «инструментов» они поддаются настройке, что позволяет получать с их помощью определенный звуковой тон.

Чистота, высота издаваемого чашей тона зависят от правильно подобранного стика (стека) – инструмента, при помощи которого извлекаются звуки. Резкие, но чистые оттенки удается получать при использовании металлических или изготовленных из твердых пород дерева палочек, имеющих на конце утолщение (наконечник). Иногда их обшивают замшей, войлоком. Такие приспособления позволяют получать более мягкие, умиротворяющие звуки.

Большие, толстостенные чаши в сочетании с тяжелым стиком издают мощные, гулкие звуки, обладающие богатым спектром низких частот. Для маленьких и тонкостенных чаш больше подходят легкие стеки из мягких пород дерева.

В чем польза?

В древнеиндийской философии есть изречение, которое в переводе на русский язык звучит следующим образом: весь мир – звук. Речь идет о свойстве производить вибрацию и издавать звук, присущем всем телам (живым и не живым), всем предметам, всем видам материи. Тело человека на 90% состоит из воды, которая является прекрасным проводником вибрации. Внешнее воздействие (свет, электромагнитные, звуковые волны) вызывают в организме ответную реакцию, которая возникает, в том числе и на клеточном уровне.

Еще в эпоху зарождения и становления буддизма основателями религии было замечено, на сколько сильное гармонизирующее, уравновешивающее или наоборот, возбуждающее воздействие оказывают издаваемые чашами звуки на человека:

  • улучшают кровообращение;
  • стимулируют деятельность мозга;
  • нормализуют артериальное давление;
  • усиливают иммунитет;
  • увеличивают работоспособность;
  • улучшают сон
  • укрепляют сердце, стенки кровеносных сосудов;
  • способствуют повышению мужской потенции;
  • помогают избавиться от отрицательной энергии, внутренних эмоциональных переживаний;
  • позволяют добиться гармонии в жизни.

Сегодня современный человек постоянно подвергается негативному воздействию вибрации, звуковых, световых, электромагнитных волн: движущийся транспорт, электрические бытовые приборы, высоковольтные линии электропередач, флуоресцентные лампы.

Привести себя в нормальное состояние, противодействовать разрушению организма, истощению разума, противостоять хаосу отрицательных вибраций помогают поющие тибетские чаши. Нужно занять комфортное для тела положение (лечь, сесть, принять наиболее удобную позу), расслабиться, настроиться на восприятие чистых, наполненных обертонами звуков. Музыкальные «мантры» помогут успокоиться, настроиться на благодушный лад, справиться с бессонницей. Подобная релаксация особенно полезна для людей с расшатанной, неустойчивой психикой, при нервном, эмоциональном истощении.

Как выбрать музыкальную чашу?

Поющие чаши можно использовать не только как ритуальные принадлежности, помогающие расслабиться, настроиться на медитацию, перейти в состояние транса. Не менее благотворное воздействие оказывают звуки и на окружающее пространство: очищают его, гармонизируют, придают обычной воде целебные свойства. Самое главное, что этот уникальный инструмент не способен навредить даже если будет использоваться несведущим человеком.

Выбирая тибетскую поющую чашу нужно внимательно прислушиваться к собственным ощущениям, обращать внимание на возникновение в организме резонирующей вибрации, являющейся следствие реакции тела на внешнее воздействие. Каждая чаша звучит по разному не только в руках различных людей, но и в отдельные промежутки жизненного пути одного и того же индивида. Под воздействием жизненных обстоятельств человек меняется духовно, физически, вместе с ним изменяется и звучание чаши. Оно уникально. Вы никогда не сможете найти другой экземпляр, который будет издавать звуки той же силы, чистоты, высоты, тональности.

Как извлекать звуки?

Как извлекать звуки из поющей чащи?

Для каждой чаши характерен свой, индивидуальный звук, характеристики, особенности которого зависят от параметров чаши и стика. Музыкальные инструменты бывают глубокие и мелкие, большие и маленькие, закрытые и открытые украшенные резьбой, покрытые лаком. Они могут различаться и формой. Чаще всего внешне они напоминают обычную миску. Но есть и чаши больше похожие на кубки, имеющие высокую (или низкую) ножку. Кстати, нанесение лака на внешнюю поверхность инструмента не влияет на издаваемый звук.

А вот стик, заставляющий чашу звучать, влияет на его тональность, чистоту. Палочка может быть большой, маленькой, деревянной, металлической, обернутой слоем фетра, войлока, замши, украшенной резьбой. Она выбирается в зависимости от размера инструмента.

Для получения более насыщенного звука чаша устанавливается на горизонтальной поверхности, имеющей небольшую площадь. Это может быть специальная подушка, или мастер просто держит ее в руке на кончиках пальцев. Музыкант начинает медленно водить палочкой по ободку, вызывая вибрацию ее стенок. Постепенно скорость движения стика повышается, звук усиливается, в нем появляются новые оттенки, нюансы, ноты.

Извлечь красивый звук из большой чаши тонким стеком не получится. С нарастанием силы вибрации палочка начнет подпрыгивать, звук будет дробиться, дребезжать за счет возникающих микровибраций. Сходные проблемы могут возникнуть и в том случае, когда пропорции инструмента и палочки соблюдены. Справиться с ними можно более плотным прижиманием стика к краю стенок, убыстрением или замедлением скорости вращения.

Специалист, много лет совершенствующий свое мастерство в игре на поющей тибетской чаше, обычно имеет в своем «арсенале» несколько различных техник извлечения звуков. Так, например, имея большой инструмент, можно не вращать стик по его ободку, а совершать движения вперед и назад на небольшом его участке. Можно просто ударять палочкой по верхнему краю, что ведет к возникновению более продолжительных по времени вибраций.

Если чашу перевернуть и водить палочкой по «придонной» части, то получаемый звук будет иметь очень низкую частоту, звук может быть практически неслышим, а оказываемое им действие будет напоминать гипнотический сеанс. Еще один способ состоит в наполнении чаши водой. В этом случае при возрастании силы вибрации вода придет в движение, начнет совершать колебательные движении, разбрызгиваться. К «пению» чаши присоединяться звуки, издаваемые водой.

Для игры можно использовать сразу несколько инструментов, которые будут усиливать или уменьшать звучание друг друга. Необычный эффект можно получить расположив между чашами кристаллы (кусочки) горного хрусталя. В этом случае происходит взаимодействие между хрусталем и энергией, излучаемой чашей. Они очищают друг друга, усиливая влияние на человека и окружающее пространство.

Изменить тональность можно воспользовавшись вместо специального стика подручными материалами. Это могут быть кухонные принадлежности (деревянная ложка, вилка), различные трубочки и так далее. Овладевая техникой игры, не бойтесь экспериментировать. В любом случае, извлекаемые звуки не могут нанести вред.

Терапевтическое воздействие

Терапевтическое воздействие поющих чаш

Ученые установили, что для каждого человеческого органа свойственна определенная вибрация, имеющая собственную частоту. Когда человек заболевает, показатели присущие пораженному органу изменяются. Поющие тибетские чаши способны настроить параметры, привести их к первоначальным значениям. Начиная двигаться (вибрировать) в унисон со звуком, поврежденные органы продолжают совершать эти же движения и после прекращения музыки. Этим и объясняется оказываемый лечебный эффект.

Еще одно научное объяснение строится на предположении, что при прослушивании «музыки» издаваемой поющими чашами, под воздействием вибрации нейроны головного мозга начинают активно создавать все новые связи, что ведет к «росту сознания», ускорению обмена информацией (импульсами) между клетками, увеличению мыслительной деятельности человека. Не зря всегда считалось, что для достижения лучшего эффекта проводить сеансы медитации необходимо под музыку.

Сегодня врачами широко используется такой метод лечения, как ультразвуковой массаж. Его воздействие аналогично влиянию, оказываемому на организм «музыкальной» чашей. С той разницей, что в последнем случае вибрации наполняют не только человека, который «играет» на инструменте, но и всю окружающую его среду.

Глубокий покой, релаксация, расслабление наступают не только тогда, когда человек сам играет на звуковой чаше, но и в том случае, если он прослушивает записанную музыку.

Магия поющих чаш

Среди множества фантастических, чудесных элементов фэн-шуй поющие тибетские чаши занимают далеко не последнее место. С их помощью можно решать самые различные проблемы:

  • уничтожать накопившуюся отрицательную энергию;
  • очищать свое жилище от негативного воздействия;
  • добиваться исполнения желаний;
  • притягивать на свою сторону удачу;
  • достигать изобилия;
  • привлекать богатство;
  • приносить в свой дом благополучие и благоденствие.

Если обратить внимание на внешний вид, то чашу можно рассматривать как средоточие женской энергии Инь, ведь она имеет округлую, вогнутую форму. Деревянный стик – это Янь, мужское начало. При их соединении «рождается» звук (ребенок). Поэтому поющая чаша не только очищает пространство, но и призывает энергию Ци.

Если вы обладаете таким «магическим сокровищем», то не забывайте периодически извлекать с ее помощью звуки, ведь очищает пространство, оказывает лечебный эффект только звучащая чаша. При этом не нужно носить ее с собой постоянно. Достичь полного объема заложенного в ней звука можно только в том случае, когда она остается неподвижной.

Имея в своем распоряжении чашу, постарайтесь извлечь из нее максимум пользы, тем более, что сделать это достаточно просто. Освоив одну из техник не останавливайтесь на достигнутом, продолжайте исследования, эксперименты, изучайте ее воздействие на свой организм.

  • Слушайте. Займите удобную позу. Возьмите инструмент в руку или поставьте на горизонтальную поверхность. Закройте глаза. С помощью стика активируйте чашу, заставьте ее петь. Вслушивайтесь в музыку. Старайтесь выделить отдельные ноты. Ускоряйте или замедляйте звучание.
  • Чувствуйте. Отодвиньте чашу от себя, расположите ее таким образом, чтобы она находилась напротив проблемных частей тела (больных органов). Или заняв горизонтальное положение, установите ее на голову, область груди, желудка. Заставьте чашу звучать, воспринимайте музыку не только через слух, но и посредством вибрации своих внутренних органов. И даже после того как звук «растаял, растворился» постарайтесь «задержать» его внутри себя.
  • Наблюдайте. Извлекайте звуки не только движением стека по краю чаши, но и ударяя им по стенкам. Присмотритесь внимательно и вы увидите, как они начинают дрожать, вибрировать. Соотносите звучание с движением, познавайте природу звука, его форму. Наполните емкость водой. Сначала возьмите совсем немного. Проводя стиком по поверхности, воздействуя на чашу при помощи ударов, обратите внимание на процессы происходящие с водой. Постепенно увеличивайте количество жидкости, наблюдая все новые и новые эффекты.