Тибетский колокольчик и ваджра

18 июля 2019

Человеку всегда было свойственно стремление к познанию окружающего мира. При чем, это касается не только природы и ее явлений. Привлекает наше внимание и жизнь других стран и народов, свойственная им культура, обычаи, традиции, религия. Для европейцев особенно притягательными являются страны Востока: Китай, Япония, Тибет, Индия.

«Загадочный» Тибет

Тибетский колокольчик и ваджра

Уникальная природа, атмосфера, удаленность от остальных народов позволили жителям Тибета сохранить свою оригинальную культуру, на которую все же оказали воздействие не менее древние и загадочные нации и культуры Индии и Китая. Еще совсем недавно, в прошлом 20 веке это было рабовладельческое государство с очень суровыми законами, жестокими наказаниями, которым подвергались рабы за любые, даже самые незначительные провинности. Но, несмотря на это, многие путешественники стремились попасть туда, приблизиться к пониманию сущности, особенностей, традиций загадочной «Крыши Мира».

Для цивилизации Тибета характерна символичность, которая свойственна всей буддистской религии. Определенные знаки, символы, звуки, статуи и изображения, воздействуя на сознание и подсознание, позволяют человеку отрешиться от настоящего, обыденного и добиться Просветления. Пробуждают сознание и способствуют дальнейшему духовному развитию.

«Поющая бронза»

Среди символов буддизма особое значение придается звукам. Присутствуют они и в христианстве. Но если здесь звук колокола призывает верующих к молитве, возвещает о бедствии, повествует о каком-то радостном событии, то жители Востока используют звучание колокольчика для очищения дома, окружающего пространства, собственной души от злых духов. Тибетцы считают, что Будда Шакьямуни привез его с собой из Индии. С его помощью он демонстрировал свою магическую силу во время совершения проповедей.

Звучание тибетских колокольчиков отличается большим разнообразием, чистотой, особой тональностью. Один звенит и переливается как хрусталь на солнце, освежает память, просветляет ум, «остужает голову». Другой гудит низким, мощным гулом, наполняя пространство тревогой, беспокойством, призывом к действию. Третий издает густой и протяжный звук, способствующий расслаблению, снимающий напряжение.

Именно во многом благодаря этим свойствам тибетской бронзы изделия из нее колокольчики, поющие чаши получили такое широкое распространение в странах Запада. Разумеется, это не означает, что жители Европы отходят от канонов своей религии и становятся буддистами. Для большинства из них это просто музыкальные инструменты, а процесс извлечения из них звуков – эстетическое наслаждение, возможность выразить свою чувственность, обуревающие душу чувства.

А вот для жителей Тибета буддистский колокольчик и идущий в паре с ним ваджра – ритуальные предметы, символические знаки, посылаемые им богом Брахмой. Есть несколько уровней, описывающих значения этих сочетаний. Они являются атрибутом любого ламы, встречаются во всех течениях и верованиях буддизма и присутствуют во всех святилищах и храмах.

Ваджра

В древнем индуизме, откуда ваджра перешел в буддизм, он означает скипетр Индры, бога громовержца и переводится на русский как «могучий», «твердый». В тибетском языке для него существует свое название – дорже, означающее «король камней», то есть алмаз, камень нерушимой твердости, который нельзя разрушить, разбить или просто поцарапать. Таким образом, ваджра – это нечто цельное, неделимое, непроницаемое. В буддизме он служит символом абсолютной реальности, полного Просветления Будды.

Центральная часть ваджра представляет собой шар, который является символом начала всего сущего во всех его проявлениях, природы Бытия содержащейся внутри каждого человека. Вниз и вверх от него спускаются «лепестки». Те, которые направлены вверх символизируют изначально заложенную в каждом мудрость, а опущенные вниз представляют собой «яды ума», наши недостатки, эгоизм. Ваджра бывает нескольких видов. Наибольшее распространение получили следующие два:

  • пятиконечный, имеющий пять концов-лепестков, которые означают наши омрачения, недостатки, которые после «очищения» превращаются в 5 мудростей;
  • девятиконечный является символом 9 путей, на основе которых строится учение древнетибетской школы Ньингма.

Колокольчик

Колокольчик

Вместе с ваджрой используется гханта, что переводится с санскрита как колокольчик. Используемый в качестве ритуального предмета во многих религиях, в буддизме он является символом женского начала, так же как и лотос. Внутренняя часть колокольчика – пустота, интуитивная женская мудрость, о которой повествует звук колокольчика, рождающийся в результате соприкосновения подвешенного в центре языка со стенками инструмента.

Язычок крепится к колокольчику при помощи кольца, а место крепления украшается шестиконечной звездой – дхармодайей, которая является «источником реальности». Кроме того, внутри могут быть выгравированы слова: Ом А Хунг Йидама, что означает тело, речь, ум.

Таким образом, можно сказать, что издаваемый колокольчиком звук это звучание, возникающее из самых глубин пустоты, аспект подсознательной женской разумности, рассеивающий царящий вокруг мрак и пустоту, распространяющийся во все стороны.

Колокольчик оснащен удобной ручкой, которая также имеет потайной смысл. Чаще всего на нем изображается лицо Будды Вайрочаны.

Оба предмета являются не только элементами ритуала, но и музыкальными инструментами, которые используются обязательно в паре. При этом ваджра берется в правую руку, а колокольчик в левую, таким образом, чтобы лицо Будды Вайрочаны смотрело на ваджру: «совершенное Страдание неотделимо от совершенной Мудрости», или иначе – «только через Страдание можно достичь Мудрости и Совершенства».

Изготовление

Буддийские колокольчики изготавливаются методом литья из сплавов бронзы

Буддийские колокольчики изготавливаются методом литья из сплавов различных металлов. Чаще всего используется бронза, к которой могут быть добавлены и другие металлы: висмут, медь, серебро и так далее. При этом ручка, которая довольно часто имеет форму полуваджры, покрыта золотом и равна по размеру идущему в комплекте ваджре, отливается отдельно от самого колокольчика. А потом все детали собираются в единое целое.

Тибетские колокола отличаются достаточно небольшими габаритами, в пределах от 5 до 12 см. могут быть черного, серебристого (стального) или золотистого оттенка. Их поверхность покрыта чеканкой, изображающей различные орнаменты, узоры, мантры.

Некоторые буддистские обеты, наставления советуют практикующим владельцам всегда носить с собой свои «музыкальные инструменты». Для их защиты от постороннего воздействия шьются из ткани или изготавливаются из металла специальные чехлы.

Удобная ручка, тонкий изысканный узор, чистое звучание – отличительные черты настоящего буддийского колокольчика. Чем тоньше стенки колокольчика и меньше площадь его поверхности, тем выше тона и обертона инструмента. И наоборот, чем он толще, массивнее, тем ниже его звучание.

Особенности использования

Особенности использования колокольчиков тибета

Звуковое сопровождение обрядов и ритуалов характерно практически для всех религий. Оно берет начало в далеком прошлом, когда зарождались самые первые первобытные культы. В некоторых культурах, например, шаманы используют специальные шаманские бубны. Африканские народности издают звуки при помощи специальных барабанов, а в странах Востока, в том числе и в Тибете – поющие чаши, колокольчики и ваджру.

Сегодня все эти ритуальные предметы нередко можно видеть на музыкальной эстраде, где они применяются в качестве этнических инструментов. Но прекрасное, неподражаемое звучание небольших буддистских колокольчиков не только услаждает слух, но и очищает, гармонизирует пространство, очищает его от злых духов, нечисти, помогает справиться с различными заболеваниями. Положительное воздействие объясняется не только влиянием на слушателей звуковых волн, но и вибрацией, которая воздействует на окружающие предметы, разрушает накопившуюся в них отрицательную энергию, тем самым гармонизируя, улучшая пространство, восстанавливая энергетическую оболочку слушателя.

Издаваемый ими протяжный перезвон не обрывается внезапно. Он длится продолжительное время, постепенно, плавно затухая. Для постепенного увеличения амплитуды звуковых колебаний, нарастания мощности звука используют специальный прием: вокруг колокола вращают изготовленный из дерева специальный резонатор (стик).

Не только играть, но и слушать перезвон нужно уметь. Слушатель должен собраться, сосредоточиться, сконцентрироваться, отвлечься от всего постороннего, долго и внимательно вслушиваться в протяжное звучание. Это не только способствует пониманию происходящего ритуала, но и помогает освободиться от посторонних мыслей, исцелиться от заболеваний.

Набор из колокольчика и ваджра подбирается для каждого практикующего индивидуально. Они должны соответствовать его мандале и йидаму, иметь идеальные пропорции. Их ни в коем случае нельзя разделять: Сострадание и Мудрость всегда должны идти «рука об руку». Если нет возможности постоянно иметь их при себе, то можно постоянно носить с собой их изображение.

Для того чтобы использование ритуального набора помогало, несло добро и исцеление, нужно соблюдать несколько правил:

  • не разделяйте колокол и ваджру;
  • не заставляете их звучать, пока не получите наставлений от ламы;
  • не ставьте набор на низкое (нечистое) место – стулья, диваны, пол и так далее;
  • не перемещайте, тем более, никогда не располагайте их над текстами Дхармы;
  • если нет возможности носить предметы с собой, то держите их дома на своем алтаре.

В странах Европы, в нашей стране все большее распространение получает стиль фен-шуй. Кто-то воспринимает его как философское течение и повседневно использует в своей каждодневной практике. Для кого-то это особенный новомодный дизайн. В любом случае тибетские колокольчики впишутся в него как предметы интерьера или как дополнительное средство помогающее расслабиться, создать комфортную обстановку, очистить жилище от злых духов, привести в движение застоявшуюся энергию, способствующее зарождению новых энергопотоков.

Перед тем как приобрести набор из колокольчика и ваджра убедитесь в том, что это не подделка, а настоящие тибетские предметы. Обратите внимание на точность, четкость прорисовки узора, орнамента, символов на поверхности. Послушайте, насколько чисто и мелодично звучит перезвон.